Вы здесь
Их имена памяти достойны
«За этот день (25 сентября 1941 г. – А.Г.) противник совершил до одной тысячи самолетовылетов. Можно сказать, что его авиация прокладывала путь своей пехоте. У нашей авиации было 97 самолетовылетов. Мы видели, как четыре наших самолета СБ нанесли удар по немецкой пехоте и батарее полевой артиллерии в районе «Червоного Чабана». Тут же, над целью, их атаковали 15 «мессершмиттов». Все четыре были сбиты — они действовали без прикрытия истребителей».
(Батов П.И. Перекоп. 1941. – С.:Издательство «Крым», 1970, стр.85. )
Тело чьё лежит в могиле?
Имя – главный твой секрет.
Как, когда тебя убили?
До сих пор ответа нет.
«Над могилой безымянной»
Сергей Кретинин
Осенью 1941 года на южном направлении шли ожесточенные бои за Крым. Полуостров обороняла Отдельная 51-я армия. В течение тридцати четырёх дней и ночей армия сдерживала натиск одной из лучших армий гитлеровского вермахта – 11-й армии. Её командующий Манштейн имел в своём распоряжении свыше пяти пехотных дивизий и не менее 120 танков, а с воздуха их поддерживали 120-150 бомбардировщиков и такое же количество истребителей.
24 сентября Манштейн двинул на Перекоп свои главные силы. Группы по 25-30 самолётов «хейнкель-111» наносили удары по позициям обороняющихся войск, а многочисленная немецкая артиллерия расчищала дорогу пехоте и танкам. Особенно сложная обстановка сложилась в районе села Червоный Чабан. Немногочисленный гарнизон артиллеристов отбил шесть атак врага. Полсотни самолётов противника постоянно висели над позициями артиллеристов. Артиллерия, миномёты и пулеметы методично наносили удары по позициям обороняющихся бойцов.
В эти тяжелые для 51-й армии дни Военный Совет Черноморского флота доложил Народному Комиссару ВМФ, что флот бросил на оборону Пере¬копа всю свою авиацию.
С 25 сентября 1941 года лётчики 40-го бомбардировочного авиационного полка (БАП) все свои усилия направляют на поддержку наших войск на Перекопе.
«В 14.00 у села Червоного Чабана бомбили войска врага четыре самолёта СБ (АНТ-40) из объединённой группы 40-го БАП. Из-за несогласованных действий штаба ВВС Черноморского флота и командования Фрайдорфской группой (ныне с. Новосёловское Раздольненского района Республики Крым – А.Г.) истребительное сопровождение отсутствовало, а без него бомбардировщики были обречены. Атакованные 15-ю Ме-109 наши бомбардировщики были подожжены в воздухе и сели на территории не занятой врагом». (Из боевого донесения 40 бап ВВС ЧФ)
Все четыре были сбиты… Кто они? Этот вопрос долгие годы оставался без ответа. Все документы, касающиеся безвозвратных потерь личного состава в Великой Отечественной войне, имели гриф «секретно».
Положение изменилось 23 апреля 2003 года. В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации №пр-698 по вопросам организации военно-мемориальной работы в Российской Федерации и Указом от 22 января 2006 года №37 ( Вопросы увековечивания памяти погибших при защите Отечества ), Министерством обороны Российской Федерации создан Обобщённый компьютерный банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны (ОБД Мемориал).
Информация о погибших морских лётчиках появилась только в 2011 году. Но для того, чтобы узнать о судьбе конкретного человека, необходимо было указать его фамилию, имя, отчество, год рождения и воинское звание. Источниками по поиску этой информации явились книги о черноморских авиаторах, воспоминания ветеранов, отдельные списки личного состава 40-го авиаполка, фотографии и рукописная книга Истории полка. В итоге за два года поисков я собрал около 1500 документов о 386 авиаторах, погибших в составе полка. Это около трёх лётных списочных составов полка. Цена нашей Победы!
Изучая документы, я понял, что необходимо увековечить память о героях в Мемориале авиаторам 40-го Констанцского Краснознамённого авиационного полка пикирующих бомбардировщиков, погибших при выполнении боевых заданий в годы Великой Отечественной войны, ведь у большинства нет могил. Местом их погребения стало Чёрное море.
Идея создания мемориала нашла понимание и была поддержана Генеральным консулом Российской Федерации в г. Симферополе, руководством Красногвардейского района и общественностью. Мемориал был открыт в мае 2013 года в пос. Октябрьское, где многие годы базировался преемник легендарного авиаполка – 943-й морской ракетоносный авиаполк. Но остались два вопроса: все ли погибшие в боях за Родину авиаторы полка найдены, и как донести образ героев-авиаторов до потомков?
С решением этих задач помогли люди, для которых память о погибших воинах священна. Побывав в Музее истории 943-го МРАП начальник «Центральной военно-морской библиотеки» Министерства обороны РФ Николай Васильевич Котобан, предложил свою посильную помощь. Он связался с начальником Центрального военно-морского архива Министерства обороны РФ Павлом Николаевичем Прокопчуком и благодаря его доброй воле научный сотрудник «Центральной военно-морской библиотеки» Светлана Игоревна Трусова подготовила сотни страниц документов, связанных с участием 40-го авиаполка в Великой Отечественной войне.
Знакомство с этими документами позволило мне окончательно установить имена и судьбы авиаторов 40-го авиаполка ВВС Черноморского флота, погибших в боях за Родину. Память о них будет сохранена в издании Синодика всех воинов 40-го авиаполка, отдавших жизни свои, умерших от ран и болезней в дни борьбы с ненавистным врагом за Отечество наше.
40-й авиаполк оборонял Крым до последних дней октября 1941 года. Все пять его авиационных эскадрилий в это время базировались на полевые аэродромы, которые в основном располагались на территории современного Красногвардейского района. Тех лётчиков, которые погибли над Крымом, хоронили, как правило, в окрестностях аэродромов базирования или на местах вынужденной посадки в поле. Военное лихолетье и годы оккупации стёрли имена на фанерных обелисках и безымянные могилы долгие годы хранили молчание об именах в них погребённых.
Назовём же имена доселе безызвестных лётчиков 40-го бомбардировочного авиаполка, погибших 25 сентября 1941 года в небе над Крымом и погребённых на территории Красногвардейского района!
МАРТЬЯНОВ ВАЛЕНТИН ПАВЛОВИЧ [03.1915г. – 25.09.1941г.] лейтенант, лётчик 4-й авиационной эскадрильи 40-го бомбардировочного авиационного полка ВВС Черноморского флота.
Погиб 25.09.1941 года при выполнении боевого задания в районе с. Червоный Чабан. Херсонская область. Украина.
Экипаж: воздушный стрелок-бомбардир (штурман) младший лейтенант Цатурян М.А.
Место погребения: с. Коктейн ( ныне с. Плодородное Красногвардейского района Республики Крым ).
Источники: ЦВМА МО РФ, ф.2211, оп.19, д.3, л.17.
ЦАТУРЯН МИХАИЛ АНДРЕАСОВИЧ [15.11.1912г. – 25.09.1941г.] младший лейтенант, штурман экипажа 4-й авиационной эскадрильи 40-го бомбардировочного авиационного полка ВВС Черноморского флота.
Погиб 25.09.1941 года при выполнении боевого задания в районе с. Червоный Чабан. Херсонская область. Украина.
Экипаж: командир экипажа лейтенант Мартьянов В.П.
Место погребения: с. Коктейн ( ныне с. Плодородное Красногвардейского района Республики Крым ).
Источники: ЦВМА МО РФ, ф.2211, оп.19, д.3, л.17.
МУДЫК ИВАН АМОСОВИЧ [18.07.1920г. – 25.09.1941г.] младший сержант, воздушный стрелок-радист 6-й авиационной эскадрильи 40-го бомбардировочного авиационного полка ВВС Черноморского флота.
Погиб 25.09.1941 года при выполнении боевого задания в районе с. Червоный Чабан. Херсонская область.
Место погребения: с. Кара-Чакмак ( ныне с. Красная Поляна Красногвардейского района Республики Крым ).
Источники: ЦВМА МО РФ, ф.2211, оп.19, д.3, л.17.
ШАТАЛЮК НИКОЛАЙ НИКИФОРОВИЧ [06.12.1917г. – 25.09.1941г.] краснофлотец, воздушный стрелок-радист 6-й авиационной эскадрильи 40-го бомбардировочного авиационного полка ВВС Черноморского флота.
Погиб 25.09.1941 года при выполнении боевого задания в районе с. Червоный Чабан. Херсонская область.
Место погребения: неизвестно.
Источники: ЦВМА МО РФ, ф.2211, оп.19, д.3, л.17.
25 сентября 1941 года в вылете на задание приняли участие двенадцать членов экипажей четырёх оставшихся в полку самолётов СБ (на 22 июня 1941 года в полку было 47 самолётов СБ.). Их собрали в отдельную группу из разных эскадрилий полка на полевом аэродроме Коктейн-Берлин.
Один экипаж установлен в полном составе: командир звена старший лейтенант Ляшенко Григорий Яковлевич, штурман младший лейтенант Шевченко Дмитрий Данилович (они погибнут позже, 31.08.1942г.) и воздушный стрелок-радист младший сержант Кравцов Пётр Матвеевич.
Из наградного листа к медали «За отвагу» на воздушного стрелка-радиста 4-й АЭ 40-го авиаполка младшего сержанта Кравцова Петра Матвеевича: «25 сентября 1941 года до 20 фашистских истребителей атаковали и подожгли самолёт СБ. Лётчик лейтенант Ляшенко Г.Я. благополучно посадил горящий самолёт на своей территории. Ляшенко и штурман младший лейтенант Шевченко Д.Д. невредимы. Товарищ Кравцов получил сильные ожоги лица».
Об этом полёте в воспоминаниях Петра Матвеевича Кравцова есть такие строки:
«За два с половиной месяца войны были уничтожены почти все самолёты СБ эскадрилий 40-го авиаполка. Из оставшихся в строю 4-х самолётов СБ была создана группа с базированием в Курман-Кемельчи. В эту группу вошёл и наш экипаж со своим самолётом.
И вот вылет в район Чаплинки. Взлетев, мы вскоре подошли к аэродрому, откуда поднялись в воздух четыре И-16 для нашего сопровождения.
Наконец, мы у цели. Отбомбились. Я сбросил листовки. Через некоторое время замечаю, слева на траверсе взлетают немецкие истребители Ме-109. Мы яростно отстреливаемся. Наше «прикрытие» они оттянули в сторону. На каждый СБ приходилось по 2-3 и больше Ме-109. Вдруг вижу, горит, шедший последним в строю, самолёт СБ. Вскоре загорелся правый ведомый. В это время у меня отказал турельный пулемёт. Всё, конец! И тут же в кабину врывается едкий дым и космы пламени. Горит левый мотор.
Сели мы за огородами селения Бай-Булат (ныне не сущ. Раздольненский р-он, Крым).
По прибытии в часть узнали, что погибли стрелки-радисты на первой загоревшейся машине и на последней. Их похоронили на месте приземления самолётов в районе селения Курман-Кемельчи».
Всего за месяц обороны Перекопа, несмотря на понесённые большие потери личного состава и техники, лётчики полка осуществят 420 боевых самолётовылетов.
Остаётся только добавить, что могила Мудыка И.А. находится на кладбище в с. Красная Поляна в отличном состоянии, но в надписи на обелиске верно только имя и отчество. Могила Мартьянова В.П. и Цатуряна М.А., по информации историка-краеведа Н.А. Готовчикова, находится в центре п. Восход и захороненные в ней числятся, как безымянные советские воины, место погребения Шаталюка Н.Н. пока не установлено. Поиск продолжается…
А. Гирник
1 февраля 2016 г