Вы здесь
Герой с нашей улицы
15 августа 2014 года, в Музей истории 943-го морского ракетоносного авиационного полка пришёл необычный посетитель. - "Здравствуйте, я прилетел из Надыма. Зовут меня Виктор Иванович Зайцев. Мой отец, Иван Степанович, воевал и погиб в составе 40-го бомбардировочного авиаполка при обороне Севастополя. Мама в это время была в эвакуации на Кавказе, где я и родился. Отец меня не увидел. После войны мама вышла вторично замуж за фронтовика, авиатехника Зазвонова Сергея Дмитриевича. Отчим продолжил службу в 943-м МРАП, приемнике 40-го БАП. Жили мы в посёлке Октябрьское, в военном городке в ДОСе (дом офицерского состава) №32, в кв. №1. Квартира была коммунальная. У нас было две небольшие комнаты, а в смежной комнате жила семья Грязновых. Жили мы очень дружно. Праздники отмечали на общей кухне. А когда разъехались, ещё долго переписывались".
В 1973 году пришла скорбная весть: глава семьи Грязновых, Викентий Григорьевич, погиб при исполнении служебных обязанностей… Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1973 года за мужество и отвагу, проявленную Грязновым В.Г. при исполнении служебных обязанностей, ему присвоено звание Героя Советского Союза. Репортаж корреспондента ТАСС о герое был снят с ленты агентства 40 лет назад по цензурным соображениям: в ту пору чрезвычайные происшествия, как правило, автоматически попадали под гриф «Секретно». Цель данной публикации – попытка рассказать о замечательном человеке, который жил некоторое время рядом с нами в посёлке Октябрьское. Викентий Григорьевич Грязнов родился 13 августа 1928 года в городе Ленинграде. Русский. В августе 1941 года его эвакуировали в Костромскую область. Окончил 7 классов школы и ремесленное училище в городе Иваново. В 1945 году вернулся в Ленинград. В 1945-1946 годах работал помощником мастера на ткацкой фабрике. В армии с августа 1946 года. В 1947 году окончил Вольскую военную авиационную школу механиков и был направлен для прохождения дальнейшей службы в 943-й минно-торпедный авиаполк в качестве механика авиационного в звании старший сержант. Приказом Военно-Морского Министра от 11 июня 1951 года № 02076 Грязнову Викентию Григорьевичу присвоено воинское звание младший техник-лейтенант с назначением техником авиационным 2-й авиационной эскадрильи 1676 минно-торпедного авиаполка. 1958 году Викентий Григорьевич окончил экстерном Пермское военное авиационно-техническое училище. Приказом командира 141-й минно-торпедной авиадивизии дальнего действия ВВС Черноморского флота от 28 февраля 1958 года № 04 старший техник-лейтенант Грязнов В.Г. назначен техником авиационного отряда 943-го минно-торпедного авиаполка дальнего действия, в котором прослужил до июня 1960 года.
В приказе командира 943-го минно-торпедного авиаполка дальнего действия авиации Черноморского флота от 5 июля 1960 года № 138 значится: «На основании Закона « О новом значительном сокращении Вооружённых Сил СССР от 15 января 1960 года приказом Главнокомандующего ВМФ № 01346 от 11 июня 1960 года уволены в запас нижепоименованные офицеры:
- Капитан технической службы Грязнов Викентий Григорьевич…
За безупречную службу в Вооруженных Силах награждаю капитана технической службы Грязнова Викентия Григорьевича ценным подарком и Похвальным листом».
В Октябрьском гарнизоне Викентий Григорьевич прожил 13 лет. Здесь родились дети: дочь Елена и сын Вадим. Остались друзья и… акация, посаженная им у подъезда дома.
После демобилизации семья Грязновых переезжает в родной Ленинград, где глава семьи устраился на работу в Ленинградский объединённый авиаотряд авиатехником эксплуатационно-ремонтных мастерских. В 1962 году Викентий Григорьевич окончил в г. Ульяновске Школу высшей лётной подготовки и перешёл на лётную работу в 205-й Ленинградский объединённый авиаотряд. В качестве бортмеханика самолёта Ту-104 совершал пассажирские рейсы по стране и за рубежом.
23 апреля 1973 года был ясный, тёплый солнечный день. Экипаж командира самолёта Ту-104 Вячеслава Янченко выполнял плановый рейс по маршруту «Ленинград-Москва».
Корабль шёл на высоте 7800 метров. Командир включил автопилот. Все приборы и бортовые системы работали нормально. Пассажиры спокойно коротали время в пути. Бортпроводницы занимались обычными своими обязанностями. Из третьего салона показался пассажир с портфелем в руках. Он прошёл в первый салон и, положив портфель на свободное сиденье, протянул бортпроводнице письмо для экипажа. Был он среднего роста, лет пятидесяти. Лицо крупное, очки, русые жидковатые усы.
У командира на приборном щитке зажглась лампочка: «Вызывает бортпроводник».
- Посмотри-ка, Веня, что там стряслось, кивнул командир бортмеханику. Грязнов вышел в салон и вскоре вернулся, держа в руках конверт. Янченко вскрыл его. Злоумышленник, написавший записку, требовал изменения курса и посадки в Стокгольме. В случае неповиновения угрожал взорвать самолёт.
Посоветовавшись с экипажем, командир принял решение: незаметно развернувшись, обратным курсом, с плавным снижением идти в Пулково. Бортмеханик Грязнов вместе со штурманом вышли в салон. У левой входной двери стоял бледный возбуждённый мужчина. В правой руке у него находился взрывоопасный предмет цилиндрической формы. Бандит держал его за ручку, большим пальцем судорожно сжимая кнопку цилиндра. В левой руке был какой-то небольшой предмет, обмотанный изолентой и проводами, которые приходили к рукаву пиджака.
Перед экипажем стала задача, как действовать в сложившейся обстановке? Решили продолжать постепенное снижение. Штурман занял место у дверей кабины, а Грязнов должен был отвлечь преступника от действий экипажа.
Викентий Григорьевич вышел в салон. Бандит был у самых дверей пилотской кабины. Глаза лихорадочно блестели: видно, начали сдавать нервы. Большой палец впился в кнопку взрывателя. Если отпустит, последует взрыв.
Пилоты продолжали снижение. Командир приказал штурману выпустить шасси. Раздался характерный щелчок, и сразу же вслед машину потряс оглушительный взрыв. Самолёт резко тряхнуло, пробило перегородку кабины. Из салона запахло дымом и гарью. Вырвало входную дверь. Зияла пробоина в фюзеляже. Балкой пола заклинило тяги рулей высоты. В результате повреждения гидросистемы не встала на замок передняя нога шасси. Однако самолёт с трудом, но всё же слушался управления. Машина коснулась бетона полосы. Выпустили тормозной парашют. Скорость начала падать. Но из-за неисправности шасси Ту-104 стал клонить нос к полосе. На борту 10 тонн топлива! В случае касания фюзеляжа о бетон сноп искр зажжёт его и тогда не миновать катастрофы. Командир отдаёт педаль от себя и самолёт, свернув на грунт, прильнув носовой частью к земле, останавливается. Весь полёт занял 40 минут.
После аварийной посадки, когда самолёт покинул последний пассажир, у кабины пилотов остались двое погибших. Одним из них был Викентий Грязнов. Вторым – устроивший взрыв преступник…
Перед выпуском шасси Викентий Григорьевич мог уйти либо в салон к пассажирам, либо в пилотскую кабину. Но не сделал ни того, ни другого. Отвлекая террориста, он позволил самолёту снизиться на минимальную высоту, прикрыл своим телом пилотскую кабину. Вероятно, попытался зажать палец террориста на кнопке, но не смог. Взрыв получился направленным в наиболее безопасную сторону. Главный удар Викентий Грязнов принял на себя, отдав жизнь ради спасения людей.
Мужественный экипаж был удостоен высоких правительственных наград.
Для написания этой статьи использованы документы Центрального архива ВМФ РФ и статья в газете «Воздушный транспорт» за 31 апреля 1989 года. Статья заканчивается такими словами: «Жизнь продолжается. Героя помнят. Но в то же время далеко не всё сделано для увековечивания памяти Викентия Григорьевича Грязнова. Нет улицы, носящей имя Викентия Грязнова, нет памятника герою, наконец, доски на доме, где он когда-то жил. А всё это необходимо нам и нашим детям».
Остаётся только добавить, что окна квартиры, в которой 13 лет прожил в посёлке Октябрьское Викентий Григорьевич с семьёй, выходят на аллею Героев по улице Кондрашина. Думаю, что Мемориальная доска Викентию Григорьевичу Грязнову на доме №32 будет достойным памятником гражданину, Герою, обогатившему своей жизнью историю нашего посёлка и легендарного авиаполка.
А. Гирник
Комментарии